Занятия в «Чудо-Саде»
Обучение грамоте
Обучение грамоте – своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно, чтобы этот старт был удачным и победным.
В нашем Центре работа по обучению грамоте включает два основных направления:
- развитие познавательно-речевой деятельности детей;
- подготовка к овладению грамотным чтением и письмом.
Содержание работы строится на основе сюжетно-тематического планирования.
Подготовительный этап начинается в 3-4 года: детей знакомят со звуками русского языка, учат слушать, понимать и отвечать на простые вопросы взрослого, развивают умения и навыки говорения на основе произведений малых фольклорных форм (чистоговорки, потешки). Широко используются пальчиковые игры и жесты, литературные произведения.
Этап усвоения звуков русского языка продолжается в 4-5 лет.
Содержание работы по обучению грамоте детей среднего дошкольного возраста определяется следующими целью и задачами.
Цель: развитие речи, предупреждение ошибок в чтении и письме.
Задачи:
- Развитие фонематического слуха (умение слышать звук в слове), звуковой культуры речи.
- Развитие умений говорения и слушания.
- Развитие интереса и внимания к речи, слову; обогащение словаря.
- Развитие грамматического строя, связной речи
- Развитие мелкой моторики руки
На занятиях используются игровые, дидактические задания по разделам:
- Развитие фонематического слуха (артикуляционная разминка – упражнения «Эхо», «Ветер»; упражнение «Найди звук в слове» и т.п.).
- Лексика (выбор многозначных слов, слов с противоположным значением, определение тематических групп слов).
- Грамматический строй речи (образование слов суффиксальным способом – упражнение «Назови ласково»; употребление и образование форм слов – упражнение «Один – много»; составление словосочетаний, согласование имен существительных с прилагательными).
- Связная речь (рассказывание сказок, театрализованные игры, пересказ по зрительной опоре (картинке), описание по схеме-подсказке, составление предложений и т.п.).
Этап подготовки к овладению грамотным чтением, письменной речью.
Основная цель работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) - комплексное развитие познавательно-речевой деятельности, психологическая готовность к овладению письменной речью.
Задачи:
- Обучение звуко-слоговому анализу.
- Развитие умений говорения и слушания, формирование навыков чтения по слогам.
- Обогащение активного и пассивного словаря тематическими группами.
- Совершенствование звуковой культуры речи ребенка.
- Развитие мелкой моторики руки.
С учетом тематики занятия по грамоте педагог включает разделы:
- Обучение звуко-слоговому анализу (звуковой анализ состава слогов, слов; дифференциация понятий «звук» и «буква», соотнесение букв и звуков).
- Развитие звуковой культуры (знакомство с классификацией звуков: гласные, согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).
- Лексическая работа (конструирование словосочетаний).
- Развитие связной речи (составление предложений по картине, ответы на вопросы полными предложениями, составление рассказов по серии картинок, рассказывание по теме из опыта детей, словесные картинки, чтение слогов, слов и т.п.).
- Развитие мелкой моторики (штриховка, обведение по контуру и т.п.).
Следует отметить, что успех в нашей работе во многом зависит от творческого подхода. Быстро дети усваивают то, что интересно.
Выбор форм проведения занятия определяют педагоги с учетом интересов детей. В нашем Центре Детского Развития используются следующие формы обучения грамоте дошкольников: занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность.
Для прочного усвоения материала педагог использует рабочие тетради на печатной основе и дополнительно – индивидуальные листы с дидактическими заданиями, из которых каждый ребенок создает книгу « Про меня и мои успехи».
Мы делаем серьезное обучение занимательным.
Изучение родного языка – это радость маленьких открытий для наших воспитанников!