Вечерние занятия в «Чудо-Саде»
Индивидуальные занятия с логопедом
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.
Цель индивидуальных занятий – это составление и применение комплекса артикуляционных упражнений, постановка и автоматизация звуков, развитие слухового внимания, обучение звуковому анализу и синтезу, воспитание грамматически правильной связной речи.
Задачи:
- отработать точные артикуляторные навыки
- автоматизировать поставленные звуки
- развить фонетическое и фонематическое восприятие
- научить выделять звук из состава слова
- овладеть грамматически правильным рассказом и пересказом
Основные направления работы:
• формирование полноценных произносительных навыков;
• развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на корригированном речевом материале осуществляется:
• развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
• обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
• воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
• развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
• формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Логопед устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, учитывая его личностные особенности. Привлекает внимание ребенка к контролю над качеством звучащей речи, подбирает индивидуальную программу и комплекс артикуляционных упражнений направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает:
- общую последовательность логопедической работы;
- общепринятую последовательность постановки звуков.
Учитываются и индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей.
Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.
На индивидуальных занятиях есть возможность корригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. Большое внимание уделяется развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений. Проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. В результате нее ребенок старается овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и учится произносить его в облегченных фонетических условиях, а затем в слогах, словах, фразах, предложениях и текстах. Особое внимание уделяется формированию правильного дыхания и силы голоса, овладению полноценной интонацией (темп, ритм, мелодика) и выразительностью речи.
В течение учебного года логопед оформляет индивидуальные тетради, где кратко отражается характеристика ребенка, фиксируется комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата на длительный период. В доступной для родителей форме записываются отдельные методические приемы по вызыванию отсутствующих звуков, по развитию фонематического слуха и др. Рекомендуются упражнения по развитию внимания, памяти, познавательной деятельности. Логопед таким образом информирует родителей об особенностях нарушений у ребенка и стимулирует их участие в педагогическом процессе.