Занятия в «Чудо-Саде»
Монтессори
Педагогика М. Монтессори давно зарекомендовала себя как эффективный метод воспитания и обучения детей. Она развивает интеллект, волевые качества, стремление к порядку, самостоятельность, умение договариваться и налаживать взаимоотношения, формирует собственную шкалу ценностей ребенка. Начало 90-х годов явило нам возрождение системы Марии Монтессори в России. Медленно, но верно формируется в нашей стране положительный образ популярной во всём мире методики воспитания и развития детей.
Класс Монтессори очень отличается от привычного школьного класса. Здесь нет парт и доски, к которым мы так привыкли в школе. Здесь лёгкие столы, которые могут перенести два ребёнка в любое подходящее для работы место. Вдоль стен стоят полочки, на которых расположены дидактические материалы Монтессори – то, с чем работают дети во время занятий. Очень важно для настоящего класса Монтессори большое свободное пространство. На этом пространстве дети могут устроиться со своей работой прямо на полу, используя для этого небольшие коврики. Дети могут работать даже лёжа.
Свободно передвигаясь по классу, ребёнок сам выбирает на полочках интересующий его материал, находит подходящее место для работы. Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес. Если ребенку трудно сразу сориентироваться в большом количестве материалов, то можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, имеет возможность самостоятельно регулировать величину нагрузки.
Под свободой у Монтессори подразумевается не вседозволенность, а свобода выбора. Дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься. Выбирают и место, где они устроятся. И заниматься они будут столько, сколько захотят. Но юные студенты Монтессори живут по правилам, которым они быстро и охотно начинают подчиняться. Правила эти понятны детям, потому что они помогают им сосуществовать так, чтобы всем было удобно. Правилами является: не мешать друг другу во время работы; разговаривать негромко; возвращать материалы всегда на их место, чтобы любой ученик мог найти их там, когда это понадобится; просить о помощи, если в ней есть необходимость. Разумность этих правил не подлежит сомнению. И дети начинают понимать, что так жить легче. Когда же они попадают в начальную школу, они очень легко принимают новые правила. Ведь они по собственному опыту знают, что правила помогают, а не мешают.