Занятия в «Чудо-Саде»
Сказкотерапия
Наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им сказки и занимательные истории. Бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл поступка.
Через сказки ребенок получает знания о мире, взаимоотношениях людей, проблемах, препятствиях, возникающих у человека в жизни. Ему открывается необходимость веры в силу добра. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.
Сказкотерапия – процесс воспитания Ребенка (при этом «воспитание» понимается как «в ось питание», питание жизненного стержня ребенка) и развития его души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Сегодня многие первопричины человеческих проблем лежат во внутренней дисгармонии, на занятиях по сказкотерапии педагог стремится к достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как Созидатель, а дисгармоничный – как Разрушитель.
Принципы:
- Принцип базовых Жизненных Ценностей. Психологическое воздействие происходит на ценностном уровне, сказкотерапевт в своей работе опирается на базовые жизненные ценности: Сотрудничество, Истина, Любовь, Вера, Достоинство, Покой, Энтузиазм, Доброта и многие другие. Причем делается это не дидактично, а увлекательно.
- Принцип Жизненной Силы. Для положительных изменений нужна Жизненная Сила, сказкотерапевт укрепляет веру ребенка в собственные силы, закладывает позитивную жизненную программу, учит ребенка копить, восстанавливать и познавать собственную силу.
- Принцип Многогранности. Сказкотерапевт воспринимает любую ситуацию или сказочную историю как кристалл с множеством граней, на основании чего старается изменить отношение ребенка к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней.
- Принцип Связи между Реальностями. Сказкотерапевт балансирует между реальностями – социальной и тонкой (душевной). Ресурсы тонкой реальности перемещает в социальный контекст и вплетает в жизненную практику ребенка.
Задачи:
- Пробудить в ребенке внутреннюю веру в себя, так как это придает ему направление, формирует духовную цель;
- Пробудить созидательную силу и направить на познание внутреннего и окружающего мира;
- Гармонизировать ребенка;
- Обогатить жизненный опыт, через сказку или притчу передать знания о жизни;
- Создать новые модели поведения, включающие позитивное взаимодействие со сверстниками, старшими и младшими членами семьи;
- Помочь накопить положительный сенсорный и образный опыт;
- Развить чувство эмпатии, воображение и фантазию;
- Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- Развить произвольное внимание, слуховую и зрительную память, общую и мелкую моторику;
- Развить координацию движений, чувство ритма, темпа;
- Активизировать и обогатить словарный запас;
- Формировать умение произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц. Обучать детей умению наблюдать за ощущениями в теле (напряжение – расслабление, тяжесть – легкость, твердость – слабость). Развивать способность регулировать процессы возбуждения и торможения.
На занятиях используются различные методы и техники:
- Постановка сказок на песке
- Проживание сказочных сюжетов
- Создание сказочной среды
- Куклотерапия
- Игротерапия
- Драматизация сказок
- Телесно-ориентированные техники
- Элементы музыкальной и арттерапии
- Релаксация.
разнообразные жанры произведений:
- Сказки
- Притчи
- Легенды
- Басни
- Саги
- Мифы
- Анекдоты.