Занятия в «Чудо-Саде»
Психологический тренинг
В настоящее время одной из проблем современной педагогики является социализация детей в обществе. Взаимодействие ребенка и общества обозначается понятием «социализация». Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Игра является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию. Она направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познания.
Хрупкий мир детских переживаний характеризуется открытостью и эмоциональной подвижностью. Ситуативный характер эмоций и динамика видов социально-эмоциональных проявлений взаимосвязаны с системой личностных отношений, в которую включается ребенок в процессе совместной деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.
Эти исходные положения лежат в основе развивающей программы занятий психолога с детьми в Центре раннего развития «Чудо-сад»
Главная цель — содействие развитию интеллектуально-творческой личности ребенка дошкольного возраста, проходящего адекватную возрасту и способностям социализацию в группе детей и помогающих взрослых.
Обучающие задачи:
- Создание условий для соответствующего возрасту эмоционального и интеллектуального развития.
- Обучение навыкам совместной деятельности в игре и общении.
- Обучение навыкам участия в игровых программах.
Воспитательные задачи:
- Воспитание эмпатического общения со сверстниками.
- Воспитание ценностно-смыслового отношения в соответствии с особенностями возрастного подхода..
- Развитие интересов и творческого потенциала личности дошкольника.
Программа рассчитана на год обучения.
В процессе обучения используются такие формы:
- Игры
- Беседы
- Сказкотерапевтические занятия
- Арт-терапевтические занятия
- Занятия из телесно-ориентированной психотерапии
- Драматизации
Обучение подразумевает прохождение следующих блоков:
Вступительный блок: знакомство детей между собой, запоминание имен друг друга, обучение совместной деятельности в игре, умение взаимодействовать между собой при выполнении сложных творческих заданий..
Психологический блок подразумевает знакомство дошкольников с понятием характера, чертами характера, возможностями корректировать черты характера, размышления над тем, что формирует черты характера.
Развивающий блок включает занятия, направленные на развитие познавательных процессов: восприятия и памяти.
Игровой блок направлен на развитие детей через ведущую деятельность: сюжетно-ролевую игру, ориентирован на развитие творческого потенциала детей, а также обучение их совместной деятельности.
Поведенческий блок связан и изучением детьми основных социальных ролей в семье и окружающем мире, запоминание правил безопасного поведения в большом городе.
Сказко- и арт-терапевтический блок направлен на развитие творчества у дошкольников, снятие эмоционального напряжения и дискомфорта, вызванного возрастными конфликтами..
Игровая творческая форма занятий является основным условием реализации программы. Реализация развития интеллекта, творческих и иных способностей происходит через игру. Игра, сама по себе, является произвольной, внутренне мотивированной деятельностью, предусматривающей гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. В игре умственные, физические, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра является культурной нормой, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремиться превзойти себя.
Предполагаемые результаты:
Занятия с психологом способствуют развитию дружбы, коллективизма, эмпатии и т. д. Под воздействием занятий формируется психологическая и игровая культура, развивается самостоятельность, честность, доброта, ответственность за себя и других, требовательность к себе и товарищам. Участие в тренинговых, игровых программах, воспитывают находчивость, гибкость умение преодолевать трудности, способствуют расширению знаний о человеке, окружающем мире и их развитию.
Все вышесказанное позволяет ребятам успешно адаптироваться к непростым условиям социальной среды и, в конечном счете, способствует максимальной самореализации личности.