Занятия в «Чудо-Саде»
Развитие речи
Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребёнка. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Поэтому ребенку на этапе освоения речи необходима помощь, как родителей, так и квалифицированных педагогов.
Основными задачами занятий по развитию речи в нашем Центре являются: развитие понимания речи, уточнения и расширения словарного запаса, знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умение употреблять простые распространенные и некоторые виды сложных синтаксических структур.
На основе сформированных навыков у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин, составлять рассказ- описание и рассказ- повествование.
На каждом возрастном этапе осуществляется комплексное развитие всех компонентов устной речи. Педагог проводит работу по выявлению исходного уровня и динамики развития речи ребенка.
Главное для ребенка до двух лет — понимание речи взрослого. Для достижения речевых целей малыш широко пользуется внеречевыми средствами: мимикой, жестами, действием.
В два года ребенок переходит к собственно речевому общению. Увеличивается его активный словарь, появляются первые предложения. Главная задача родителей и педагогов на этом этапе (от 2 до 4 лет) — развитие разговорной речи детей. На занятиях создается благоприятный эмоциональный фон, помогающий ребенку осваивать умения диалогической речи: вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства, слушать собеседника. Педагог обогащает содержание речи детей и расширяет их представления об окружающем мире чтением книг, совместным рассматриванием картин и предметов.
Ведущим направлением в занятиях с детьми от 4 до 5 лет является воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Занятия способствуют развитию связной и грамматически оформленной речи, расширению словарного запаса ребенка. Развивая диалогическую речь детей, педагог поддерживает и поощряет их инициативу в общении. Дети осваивают умения монологической речи: составляют короткие описательные и повествовательные рассказы, загадки, учатся выразительно читать стихи.
На занятиях с детьми от 5 до 7 лет идет работа над содержательностью, связностью и выразительностью речи; создаются ситуации для развития детского речевого творчества и индивидуальных способностей к речевой деятельности.
Занятия носят игровой и увлекательный характер и включают в себя:
- дидактические игры на формирование звукопроизношения, развитие дыхания, голоса, просодического компонента речи;
- игры и упражнения на уточнение словаря и расширение лексического запаса по различным темам;
- дидактические игры на совершенствование грамматического строя речи;
- упражнения для отработки навыков вопросно-ответной речи;
- задания и игры на развитие связной речи;
- упражнения на развитие мелкой моторики;
- чтение произведений художественной литературы и отработку умения пересказа;
- заучивание и выразительное чтение стихотворений.
Важным в программе занятий является то, что задачи по развитию речи, стоящие на каждом новом этапе, не исключают предыдущие, а дополняют их.
Кроме того эффективность занятий повышается за счет:
- чередования различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями;
- сочетания хоровых ответов детей с индивидуальными (что помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем, чтобы дополнительно что-то объяснить, показать);
- использования разнообразных демонстрационных материалов (рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению);
- использования заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.