Вечерние занятия в «Чудо-Саде»
Дзюдо
Для неконтролирующего себя ни существует мудрости.
Конфуций
Своим происхождением дзюдо обязано многовековой традиции рукопашного боя, культивируемого в различных японских школах джиу-джитцу. В буквальном переводе слово «дзюдо» означает «путь мягкости».
Основоположник дзюдо Кано Дзигоро (1860-1938) стремился создать самобытную систему физического, нравственного, духовного воспитания молодежи, соответствующую условиям мирного времени. Отбросив все травмоопасные приемы, исключив ударную технику джиу-джитцу, профессор Кано Дзигоро получил вид борьбы, которым могут заниматься даже женщины, дети, пожилые люди. Отличительной чертой детища доктора Кано является теория дзюдо, охватывающая круг морально-этических проблем в области боевых искусств, смещение акцента в обучении от техники борьбы к постижению жизненного пути, к развитию способности ученика к внутреннему совершенствованию. Главными формулами дзюдо Кано Дзигоро считал «наилучшее приложение силы», т.е. получение лучшего результата с применением минимума усилий и «всеобщее благополучие» как осознание необходимости использовать все свои силы, чтобы создать благополучие для себя и окружающих.
Сегодня в школах дзюдо чаще можно встретить технику этой борьбы, чем ее дух. Мы считаем, что в условиях дополнительного образования особое значение приобретает именно развивающий воспитывающий потенциал дзюдо. Современное общество требует от его граждан умения соблюдать правила, уважать партнеров, быстро оценивать ситуацию, принимать эффективные решения. Особенно остро стоит вопрос передачи духовно-нравственных ценностей. Данные позиции подтверждают актуальность обучения дзюдо в соответствии с идеями его основателя Кано Дзигоро. Дзюдо – это нечто большее, чем система самозащиты, это, прежде всего, путь к себе, к умению владеть собой.
Исходя из вышеизложенного, мы ставим перед собой следующую цель обучения – овладение искусством дзюдо как средством духовного и физического самосовершенствования. На пути достижения цели будут решаться следующие образовательные задачи:
- Развивать способности к самоконтролю, саморегуляции;
- Заниматься становлением системы этико-моральных взглядов, кодекса чести воспитанников;
- Формировать эстетические представления, чувство гармонии, меры;
- Укреплять нервную систему, стабилизировать эмоциональный тонус детей;
- Формировать отношение к дзюдо как к культурно-исторической и общечеловеческой ценности;
- Учить овладевать основами спортивной техникой дзюдо;
- Развивать волю, выдержку, решительность, гибкость, стойкость, смелость, выносливость;
- Формировать чувство коллективизма, преданности общему делу, ответственности, способность к взаимопомощи, уважение к противникам;
- Повышать уровень общего физического развития, закаливать и укреплять здоровье детей;
- Формировать отношение к здоровью и активному образу жизни как ценности.
Победа в спорте не является основной целью занятий. Дзюдо предназначено для того, чтобы помочь людям достичь более счастливой и полной жизни.